В новом учебном году в Москве начнет работу распределенный лицей Высшей школы экономики

Распределенный лицей Высшей школы экономики будет работать по принципу сетевого сотрудничества университета и образовательных учреждений столицы. Каждая школа самостоятельно выбирает, по какому из шести образовательных направлений будут заниматься десятиклассники: социально-экономическое, математика и информатика, гуманитарное, юридическое, востоковедение, дизайн. Занятия в профильных лицейских классах будут вести как школьные учителя, так и преподаватели Высшей школы экономики.

Обучение в распределенном лицее бесплатное в проекте участвуют только государственные школы, и выпускники получают обычный аттестат своей школы.

Будущие десятиклассники, в том числе не прошедшие по конкурсу в лицей НИУ ВШЭ, могут подать заявку на поступление в одну из школ распределенного лицея. Такую школу можно найти в каж-дом административном округе Москвы. Правила и сроки подачи заявок можно узнать по телефонам школ и на их официальных сайтах.

Так, в Басманном районе, в Лялином переулке, находится многопрофильный образовательный комплекс нового типа «Покровский квартал» (ГБОУ школа №2095). В его состав входят школы и дошкольные учреждения с богатейшей историей и традициями. Целью является создание школы, где каждый ребенок сможет выбрать свою индивидуальную образовательную траекторию, сможет почувствовать себя успешным в учебе, творчестве, общении. Предлагается самый широкий выбор профильного обучения, предоставляется возможность обучения по индивидуальным учебным планам и в разной форме. В школе реализуются проекты трех уровней: школьные (организация обучения по разным образовательным программам общего образования), социокультурные (использование в образовательных целях богатейшей культурной среды района — театров, музеев, библиотек), университетские (проекты с участием НИУ ВШЭ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МИРО, МГПУ и других вузов). Важнейшей особенностью нашего образовательного комплекса является использование самых современных технологий обучения — тренингов, семинаров, проектных групп в сотрудничестве с одним из ведущих вузов страны — НИУ «Высшая школа экономики».

Справка

Лицей Высшей школы экономики был создан в 2013 году в рамках пилотного проекта Департамента образования г. Москвы. Цель лицея – поиск и поддержка одаренных школьников, создание лучших условий для их самореализации и подготовка не только к поступлению, но и к учебе в лучших вузах России и мира. Обучение в лицее бесплатное.

Лицей первым в Москве начал работать по новому федеральному государственному образовательному стандарту старшей школы. Лицеисты самостоятельно составляют свои индивидуальные учебные планы, сами определяют уровень изучения предмета – углубленный или базовый (по ключевым предметам направления уровень в обязательном порядке углубленный). Каждый ученик должен выбрать одно из шести направлений обучения: социально-экономическое, гуманитарное, математика и информатика, право, востоковедение, дизайн. Лицей НИУ ВШЭ – это не базовая школа при университете, он находится непосредственно в структуре Высшей школе экономики. Занятия с ребятами ведут опытные школьные учителя и ведущие преподаватели университета.

ЯРОСЛАВ КУЗЬМИНОВ, ректор Высшей школы экономики:

«По своей сути, лицей Высшей школы экономики – это предуниверсарий, совершенно уникальный проект, который реализуется не в рамках школьной, а именно в рамках вузовской структуры. Обучение старшеклассников мы будем вести по новым стандартам, а преподавательский состав сформирован в основном из преподавателей ВШЭ.

В 2014 году лицей ВШЭ набирает 400 учеников в параллель 10-х классов. Наверное, это самая большая параллель в стране. Мы планируем, что через 5 лет в лицее будет учиться 1400 старшеклассников. Наши ученики занимаются по самостоятельно выбранным учебным траекториям, хотя есть и обязательные предметы. Можно выбрать для изучения предмет, которого нет в школьной программе: политологию, социологию, философию и многие другие.

При разработке концепции лицея мы использовали опыт школ международного бакалавриата. Во главу угла поставлен индивидуальный подход к учащемуся, мы хотим сохранить для наших молодых лицеистов возможность выбора. В школах международного бакалавриата есть такой обязательный элемент, как социальная практика. Это то, чего нет сейчас у нас. Там есть, например, такой предмет, как «искусство», который изучают вплоть до последнего класса. Есть еще такой нешкольный предмет, как «теория познания». Поэтому мы многое оттуда взяли.

Для нас важно дать молодому человеку возможность сориентироваться в выборе его будущего профессионального пути. Не самоцель, чтобы лицеист поступил на факультет, соответствующий тому профилю, что он изучал в лицее. Возможно, в итоге он скажет: «Нет, это не то, чему я хотел бы посвятить свою жизнь». Тем самым он все равно приблизится к правильному выбору. Главное же, что в лицее он вместе с базовыми и дополнительными знаниями получит представление о системе высшего образования, что однозначно пригодится при дальнейшем обучении в вузе. Убежден, что такой подход принесет свои положительные плоды».



Новости СМИ2