Министерство чрезвычайных ситуаций России, в рамках реформирования надзорной деятельности, проводит работу по снятию избыточных административных барьеров на пути развития предпринимательской активности. Одним из шагов в данном направлении явилось создание института независимой оценки пожарного риска.
Независимая оценка пожарного риска (или Аудит пожарной безопасности) в соответствии со статьей 144 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности является одной из форм оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами о технических регламентах и нормативными документами по пожарной безопасности.
Система независимой оценки рисков создавалась с целью повышения уровня защищенности населения, имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
При этом решаются следующие задачи:
- снижение административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности в результате вывода их из сферы обслуживания государственных надзорных органов;
- освобождение органов пожарного надзора от проведения контроля на малозначительных объектах, сосредоточение его усилий на объекты с массовым пребыванием людей, потенциально опасные и социально-значимые объекты;
- учет результатов оценки рисков при назначении сумм страховых сборов и их дифференциация в зависимости от уровня защищенности объекта;
- обеспечение прозрачности процедур осуществления государственного надзора, предупреждение проявлений коррупции в этой сфере деятельности.
Порядок оценки соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска установлен
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2009 года № 304 «Об утверждении правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованием пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска».
Независимая оценка пожарного риска проводится на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты и экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска.
Порядок получения экспертной организацией добровольной аккредитации установлен Приказом МЧС России от 25 ноября 2009 года № 660 «Об утверждении порядка получения экспертной организацией добровольной аккредитации в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска».
Аккредитованными в области оценки соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска могут быть организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
Экспертная организация не может проводить независимую оценку пожарного риска в отношении объекта защиты:
Во-первых: на котором этой организацией выполнялись другие работы и (или) услуги в области пожарной безопасности;
И во-вторых который принадлежит ей на праве собственности или ином законном основании.
Независимая оценка пожарного риска включает следующее:
а) анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты;
б) обследование объекта защиты;
в) расчетов по оценке пожарного риска;
г) подготовка вывода о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
Результаты проведения независимой оценки пожарного риска оформляются в виде заключения о независимой оценке пожарного риска.
В течение 5 рабочих дней после утверждения заключения экспертная организация направляет копию заключения в территориальное подразделение надзорной деятельности МЧС.
Особенности проведения проверок в отношении объектов на которых выполнена независимая оценка пожарного риска.
При плановых проверках в соответствии с пунктом 31 Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от 28 июня 2012 года № 375 (далее – Административный регламент) в случае поступления до утверждения ежегодного плана в орган ГПН, непосредственно осуществляющий государственную функцию на объекте защиты, заключения о проведении независимой оценки пожарного риска на объектах защиты, выполненной в аккредитованной в установленном порядке организацией, с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности (далее - НОР), плановые проверки в отношении таких объектов защиты планируются:
- по истечении одного года и более со дня поступления в орган ГПН заключения НОР для объектов защиты, используемых (эксплуатируемых) организациями, осуществляющими отдельные виды деятельности;
- по истечении трех лет со дня поступления в орган ГПН заключения НОР для иных объектов защиты.
Орган ГПН не вправе оценивать полноту и достоверность заключения НОР на объекте защиты.
В случае поступления заключения НОР после утверждения ежегодного плана плановых проверок плановая проверка объекта защиты проводится в соответствии с правами, предоставленными сотрудникам органов Федерального государственного пожарного надзора МЧС России, действующим законодательством. А именно при осуществлении плановой проверки проверяется соблюдение требований пожарной безопасности, в том числе:
выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
В случае проведения расчета по оценке пожарного риска на объект защиты проверяется соответствие исходных данных, применяемых в расчете, фактическим данным, полученным в ходе его обследования, и соответствие требованиям, установленным Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска на объект защиты, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случае выяснения в ходе проверки несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объект защиты предъявляемым требованиям плановая проверка продолжается с проведением проверки выполнения требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах и с вынесением мотивированного решения лица, проводящего проверку, о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты, в котором указываются причины несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты предъявляемым требованиям.
В случае соответствия расчета по оценке пожарного риска на объект защиты предъявляемым требованиям проверка проводится в соответствии с положениями Административного регламента.