Ангелы-спасатели: как сотрудники Московского авиационного центра выручают из беды

У этих ребят почти нет понятия «нелетная погода». Сотрудники Московского авиационного центра спускаются с неба, как ангелы-спасители, чтобы вытащить из самых труднодоступных мест раненых, заблудившихся, застрявших.

Работники гражданской авиации отмечают 9 февраля свой профессиональный праздник. Накануне Московский авиационный центр (МАЦ) провел показательную тренировку воздушных спасателей, а заодно продемонстрировал новый пожарный вертолет Ка-32А11ВС на площадке в поселке Щапово. День оказался не очень подходящим для освоения элементов высшего пилотажа: температура воздуха упала до минус 15, ледяной ветер нагонял колючую снежную пыль. Кто выдержит такую непогоду — уже герой.

Это были обычные учения. Ребята из СПАСО (служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения МАЦ) регулярно проверяют себя на прочность. Так, в 2020 году они участвовали в 35 воздушных тренировках.

«Когда поступает вызов, мы должны оперативно добраться от базы до вертолетной площадки. Едем на машине, выгружаем из нее на борт только то аварийно-спасательное оборудование, которое нужно в данном случае», — рассказывает заместитель начальника службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения (СПАСО) Московского авиационного центра Алексей Новиков.

Нам показывают два случая. В первом нужно вывезти затерявшегося в метель человека. Во втором предстоит спасти раненого, лежащего в сугробе. Бригада из четырех человек, одетых в утепленные комбинезоны и каски, выгружает из багажника фургона «косынку» (треугольный брезентовый лоскут) и носилки. Все это заносят на борт Ка-32А11ВС, и ярко-красный вертолет взлетает.

Один из участников тренировки остается на площадке: он изображает заблудившегося. Вертолет делает круг, возвращается и зависает в воздухе. Спасатель открывает дверцу кабины и спускается на землю на лебедке. Не отстегиваясь от троса, достает «косынку», пострадавший протягивает ее между ногами и закрепляет ремни на поясе. Крюк лебедки цепляют за петлю на ремне, найденный держится руками за трос, и они вместе со спасателем поднимаются на борт.

Вертолет снова делает круг, символически унося спасенного человека, затем возвращается назад, зависает над площадкой, и ребята отрабатывают второй случай. В сугробе у аэродрома уже ждет «раненый» — манекен. Сложность задачи в том, что в этот раз у спасателя не получится помочь потерпевшему, не отстегиваясь от троса: тот глубоко в сугробе и не может самостоятельно передвигаться. Винтокрылая машина поднимает сильный ветер, снег летит в лицо и глаза. Двое сотрудников МАЦ спускаются на лебедке, открепляются от нее и, едва держась на ногах, тянут по снегу носилки к манекену. Затем проталкивают их под лежащего, обвязывают его ремнями и тащат к лебедке. Цепляют крюк за ремни, сами пристегиваются к тросу и, поддерживая носилки, поднимаются. «Раненый» на борту. Операция выполнена.

«Носилки и “косынка” — наиболее часто используемое оборудование МАЦ. Сейчас в Москве и окрестностях снегопады, всякое может случиться. Люди теряются в труднодоступных местах», — комментирует Алексей Новиков.

В штате Московского авиационного центра 26 спасателей СПАСО, летный отряд — экипажи пожарных и санитарных вертолетов, наземные службы. Обычно на вызов по медико-санитарной эвакуации отправляются два пилота, врач и фельдшер. В 2020 году вертолетчики вылетали на эвакуацию пострадавших 294 раза, на ликвидацию пожара — один раз, провели 580 воздушных разведок — проверяли, нет ли угрозы пожаров или паводков. Аварийно-спасательное подразделение МАЦ привлекалось на чрезвычайные ситуации почти 400 раз, при этом оказало помощь и спасло 204 человека. Впрочем, Алексею больше запомнился случай в лесу.

«Осенью 2020-го искали заблудившегося в лесу человека. Было сложно: листья с деревьев еще не опали, мешали обзору. Удавалось тщательно изучить только просеки и поля. Параллельно с нами работали наземные службы. В итоге потерявшегося нашли живым и здоровым», — улыбается спасатель.

В распоряжении МАЦ 26 вертолетных площадок. Четыре из них находятся на территории городских клинических больниц, одна — на 35-м километре МКАД, 21 — в Троицком и Новомосковском административных округах. В воздушном флоте организации 11 вертолетов разных моделей. Сегодня мы увидели Ка-32А11ВС — современную модификацию вертолета Ка-32А. Таких машин у МАЦ две. Поступили они в 2019 и 2020 годах.

«Вертолет Ка-32А, пожалуй, лучшая в мире техника для тушения пожаров с воздуха. У машины большой запас мощности, она выдерживает любые метеоусловия. К тому же внешняя подвеска вертолета способна поднять груз весом в пять тонн — можно перемещать насосные станции для подачи воды или генераторы электроэнергии», — говорит заместитель директора по организации летной работы МАЦ Олег Катальшев, пока мы согреваемся горячим чаем и салом — завтраком спасателей.

Изначально эту модель создавали для спасательных операций в море. Во время испытаний выяснилось, что вертолет подходит и для работы в городских условиях. Командир воздушного судна Андрей Михалевич вспоминает, как лично пилотировал машину во время тушения пожара в столице.

«Возле здания МГУ загорелся крупный склад. Из-за сильного задымления ничего не было видно. Нашей бригаде предстояло остановить распространение огня. Мы набирали воду из Москвы-реки и сливали на место пожара. За один раз пять тонн воды выливали», — рассказывает Андрей.

После тренировки нам разрешают подняться на борт. Внутри салон напоминает устройство машины скорой помощи: скамейки по бокам и пространство в центре для носилок с раненым. А в кабине пульт как в космическом корабле.

«Внутри спасательные вертолеты примерно одинаковые. Отличается управление. В новой модели Ка-32А11ВС разработчики отказались от аналоговых приборов — полностью перешли на электронику. Здесь есть и медиарадар, и GPS, и радиоэлектронная связь у каждого пилота. Поэтому техника уникальная», — объясняет Андрей Михалевич.

В ближайшее время новый Ка-32А11ВС планируют поставить на боевое дежурство в столице. А модель, поступившую в 2019-м, снабдят системой горизонтального, вертикального и бокового пожаротушения, благодаря чему можно будет ликвидировать пожары разной степени сложности на любой высоте. Также сотрудники ведомства планируют использовать капитально отремонтированные пожарный вертолет Ми-26Т и санитарный ВК117С-2. По словам Андрея Михалевича, сейчас срок эксплуатации подобной техники — 40 лет.

Спасатели отмечают, что воздушные операции не единственное, чем им приходится заниматься. Они выезжают на дорожно-транспортные происшествия, на поиск пропавших вместе с наземными службами, вскрывают заблокированные двери.

«Когда не летаем на вертолете, спасаем на земле. У нас есть и здоровье, и физическая подготовка, и психологическая устойчивость, и уверенность, что мы можем принять правильное решение. А такие люди нужны не только в воздухе», — резюмирует Алексей Новиков.



Новости СМИ2