Пилот Екатерина Орешникова, рассказала, с какими серьезными вызовами приходится сталкиваться на работе, как воспринимают ее коллеги-мужчины и остается ли время на женские радости.
"Почему именно вертолет, а не самолет? Так сложилась моя судьба в самом начале, – рассказывает первая в России женщина-пилот Екатерина Орешникова. – Когда я заканчивала школу, то не знала точно, на каком воздушном судне буду летать. Конечно, я тогда хотела на самолет, отношение к вертолетам у меня было не очень серьезное".
Однако в то время возможность начать летать была только через аэроклуб, и в год поступления Екатерины набор был исключительно на вертолеты. Чтобы не терять год, девушка пошла учиться. На сегодняшний день Екатерина налетала уже порядка 4 тысяч часов.
"Сейчас я этому очень рада. Считаю, что лучше, чем вертолет, техники нет. Волею судьбы я на ней летаю".
После выпуска из летного училища Орешникова работала в гражданской авиации, доставляла газовиков в труднодоступные районы на буровых станциях. Затем трудилась пилотом-спасателем в МЧС, тушила торфяники и горящие леса, участвовала в спасательных операциях в России и за рубежом. С 2015 года Екатерина перешла в санавиацию и стала управлять вертолетом в Московском авиационном центре.
В задачи команды входят вылеты на серьезные ДТП, инсульты, инфаркты, угрозы жизни детей и любые чрезвычайные ситуации в Москве и ТиНАО, где нужна экстренная эвакуация пострадавшего.
Когда видишь чужие трагедии и судьбы, то уже по-другому относишься к своей жизни и к своим проблемам. Понимаешь, как жизнь может измениться в одну секунду: из очень спокойной и благополучной превратиться в трагедию. Надо ценить то, что ты имеешь.
Екатерина дежурит и днем и ночью по определенному графику. В экипаже два пилота и два медика, всегда готовые к вызову, который может произойти в любой момент в любом месте. С учетом всей навигационной подготовки вертолет взлетает максимум в течение 10 минут, но обычно это происходит гораздо быстрее, ведь счет времени у пострадавшего идет на минуты.
Екатерина признается, что, несмотря на четкое выполнение рабочих обязанностей и сохранение самообладания, человеческая доброта все же остается. К пострадавшему в вертолете она относится очень чутко. "Где-то его надо поддержать, доброе слово сказать, улыбнуться, пожелать выздоровления. Морально это человеку помогает", – говорит она.
В авиации нужно быть максимально собранным, особенно в нашем мегаполисе. Здесь поддаваться эмоциям просто невозможно, это небезопасно. Но все равно под корочкой есть чувство, что там человек, которому очень плохо.
Екатерина отмечает, что за годы ее службы в авиации стереотипов о женщинах в небе стало гораздо меньше. И если раньше женщина в первую очередь ассоциировалась с семьей, а в летных училищах было прописано: "Принимаются только лица мужского пола", – то сейчас женщины могут официально пройти отбор. Сама Орешникова вышла на работу, когда ее дочери было 7 месяцев. В тот момент ей очень сильно помогла семья и поддержал муж, по профессии тоже пилот.
Семья – это святое. Но можно же и работать, и семью иметь. Если человеку нравится его дело, если он хочет быть профессионалом, не имеет значение, мужчина это или женщина. Надо просто любить свою работу и стараться выполнять ее как можно лучше.
С готовкой и домашними делами семья тоже помогает, когда мама прилетает после тяжелого трудового дня. "Домой захожу с мыслями: "Как хорошо дома!" Всех поцелую сначала, потом мучаю кота, – смеется Екатерина. – Кто дома, тот и готовит. Если я не устала, то я. Или, наоборот, знают, когда я приду со смены, и уже звонят с вопросом, что тебе приготовить? Это всегда приятно".
После работы остается время и на женские радости. Екатерине очень нравится заниматься делами на даче и проводить время с семьей. А еще она обожает путешествовать, чем и планирует заняться в ближайший отпуск. О своей профессии Екатерина мало кому рассказывает, но с удовольствием в дальнейшем будет обучать и передавать свое мастерство молодым пилотам.
Алексей Овсянников, командир воздушного судна, Московский авиационный центр:
"Как женщина Катя привнесла в профессию больше аккуратности и деликатный подход, это проявляется в технике пилотирования. Когда нам поступают новые вводные, она всегда берется за дело с удовольствием, выполняет все очень качественно и четко. Она очень позитивная и хорошо настроена на любые задачи. В целом девушек-пилотов сейчас становится больше, это заметно по голосам в эфире, и этот факт мне приятен. Пилот – это не чисто мужская профессия: женщина также может выполнить эту работу, в каких-то моментах даже лучше, чем мужчина".