20 января Президиум Правительства Москвы принял постановление о создании комиссии по лицензированию управляющих компаний. Утверждены положение и состав комиссии.
Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами вводится с 1 мая 2014 года в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
Сергей Собянин отметил, что лицензирование предполагает жёсткие требования к управляющим компаниям. Оно предопределяет и наличие материальной базы, и техники, и опыта работы. «В городе 500 управляющих компаний, которые обслуживают 30 тысяч многоквартирных жилых домов. И компании эти разные. Есть добросовестные, которые пришли надолго, работают качественно, и претензий к ним нет. Есть и другие, которые приходят на рынок без соответствующей технической базы, без материальных возможностей, без какого-либо кадрового потенциала, приходят для того, чтобы, как говорится, просто срубить бабки и уйти с рынка», - подчеркнул Мэр.
Учитывая интересы москвичей в качественном управлении домами и сжатые сроки предстоящей работы, Сергей Собянин обратил внимание на необходимость чёткой организации лицензирования управляющих компаний: «Работа большая, так чтобы не получилось, что к 1 мая у нас какие-то компании не получили лицензии не потому, что они плохо работают, а потому, что не смогли пройти через бюрократические процедуры. Организуйте эту работу, соберите управляющие компании, объясните новые требования так, чтобы они все чётко знали, куда идти, какие документы сдавать, какие к ним требования. Так, чтобы эта работа была максимально объективна».
Председателем лицензионной комисии назначен заместитель Мэра в Правительстве Москвы Пётр Бирюков. Комиссия создаётся в составе 15 членов, включая пятерых представителей общественных и саморегулируемых организаций, осуществляющих деятельность в сфере управления многоквартирными жилыми домами и защиты прав потребителей. Организационно-техническое обеспечение деятельности лицензионной комиссии осуществляет Государственная жилищная инспекция города Москвы.
Основными лицензионными требованиями являются:
- регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации; юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;
- наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата (выдаётся по результатам сдачи квалификационного экзамена);
- отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
- отсутствие должностных лиц лицензиата, соискателя лицензии в реестре дисквалифицированных лиц управляющих организаций;
- соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации о своей деятельности.
Как сообщил Пётр Бирюков, для получения лицензии необходимо будет подтвердить не только профессионализм и знание законодательства, а также не иметь неснятой или непогашенной судимости - данное требование не позволит просочиться криминальным элементам в сферу управления жилищным фондом. Организации, которые до 1 мая не получат лицензию, не смогут работать в сфере управления и будут подвергнуты административной ответственности.