Фанаты своего дела: на дежурство заступил отряд спасателей-мотоциклистов

Фото: пресс-служба префектуры ЦАО

1 мая около 160 столичных пожарных пересели на мотоциклы. Они патрулируют город, ездят на вызовы и первыми прибывают на место происшествия. Мотоспасатели оказывают первую помощь до прибытия основных сил.

В Пожарно-спасательном центре Москвы есть уникальное подразделение — мотогруппа из расчетов быстрого реагирования на пожарно-спасательных мотоциклах. Около 160 сотрудников патрулируют город со специальным инструментом, аптечками и огнетушителями. Мотоотряд заступает на дежурство 1 мая, со стартом мотосезона, и завершает свою работу 1 октября. Зимой же спасатели-мотоциклисты становятся обычными пожарными и спасателями в своих подразделениях.

Первые четыре моторасчета появились в столице в 2011 году, тогда в патрули выходило всего восемь мотоциклов. Сейчас в пяти пожарно-спасательных отрядах базируется 11 мотоциклетных расчетов. Один расчет — это два мотоцикла и трое пожарных. Работа проходит посменно, всего смен пять. Итого получается 22 мотоцикла и 165 мотоциклистов.

Основная задача мотоспасателей — патрулирование и профилактика. Предварительно разработано 11 маршрутов, каждый из которых закреплен за определенным расчетом, это их зона ответственности.

«Маршруты составлены с учетом дорожной обстановки и нашего многолетнего опыта работы на происшествиях. Мы ведем статистику и понимаем, где больше ДТП. Маршруты составляются и с учетом зон отдыха, потому что в задачи мотоциклистов входит в том числе мобильное оповещение. Допустим, если очень сильный ветер и нам нужно оповестить людей в парках, мы можем использовать мотоциклистов», - рассказывает Александр Дергачев, начальник службы применения пожарно-спасательных сил Департамента ГОЧСиПБ.

Он добавляет, что в особо жаркие и пожароопасные периоды маршрутов может быть больше, поскольку возникают дополнительные вызовы— пал травы, купание в неположенных местах и так далее.

В основном маршруты патрулей проходят по магистралям и местам с высокой вероятностью ДТП и последующим образованием заторов.

Рабочий день пожарных и спасателей начинается с построения. Боец пожарно-спасательного отряда № 207 (Центральный административный округ) Дмитрий Неучев рассказывает, как проходит обычная смена мотоспасателя:

- Мы по очереди выезжаем по определенным маршрутам на патрулирование. Сначала выезжает два расчета, один остается на связи. Потом один расчет возвращается, и на патрулирование выезжает следующий. То есть в отряде постоянно остается один расчет. Если поступает какой-то вызов, мы реагируем.

Его коллега Юрий Иванов добавляет, что бойцы постоянно учатся. Непрерывное обучение и совершенствование — часть работы пожарных и спасателей:

- Мы постоянно учимся, у нас есть, скажем так, учебный год. Помимо общих тренировок у нас есть свои мотоциклетные тренировки. Бывает, в рабочее время (и в нерабочее тоже) собираемся. Потому что здесь работают фанаты своего дела, которые давно ездят на мотоциклах

По словам Александра Дергачева, расчеты быстрого реагирования на пожарно-спасательных мотоциклах выполняют три вида задач — патрулирование, реагирование на вызовы, которые поступают в пожарно-спасательный отряд, и реагирование на вызовы, которые поступают в патруле.

Когда вызов поступает в отряд, на место высылают основные силы и моторасчет. Мотоциклисты прибывают раньше, оценивают ситуацию и докладывают о том, какое количество основных сил нужно выслать. Мотоспасатели выполняют первоочередные действия до прибытия главного экипажа.

Вызов может поступить, когда мотоциклисты находятся в патруле. Диспетчер видит на специальной карте, где они находятся, и, если рядом случилось какое-то происшествие, направляет туда моторасчет.

Их мотоциклы оснащены аварийно-спасательным инструментом, аптечкой и противопожарным комплектом. На костюме пожарного на мотоцикле (шлем мотоциклиста, моточерепаха, наколенники, мотоботы, мотоперчатки, мотоодежда и блютус-гарнитура) предусмотрены защитные вставки на локтях куртки и коленях брюк. Костюм защищает от ветра, влаги и механических повреждений, позволяет выполнять работу с инструментами и первичными средствами пожаротушения.

Моторасчет может потушить небольшой пожар. Для этого на каждом мотоцикле есть по два огнетушителя и ранцевая установка пожаротушения (РУПТ), которая выстреливает мощной струей под давлением. Кроме того, в РУПТ есть маска и баллон для дыхания, их можно использовать в сильно задымленных местах.

Особенно часто мотоспасатели работают при ДТП. Чтобы разблокировать покореженный автомобиль и спасти пострадавших, бойцы используют электрогидравлический инструмент — резак-разжим и разжим-кусачки. Кроме того, используется специальное устройство, чтобы безопасно разбить стекло, резак по стеклу, насадки на острые кромки и накладка на подушку безопасности.

Мотоспасатели обучены оказывать первую помощь, с собой у них есть аптечка. Она небольшая, но ее содержимое позволяет начать при необходимости сердечно-легочную реанимацию.

Спасатели и пожарные проходят специальное обучение. Помимо основных профессий они осваивают и дополнительные, например судовождение и промышленный альпинизм.

Чтобы стать пожарным или спасателем, нужно пройти специальное собеседование. Претенденты проходят тщательный отбор по нескольким параметрам, таким, как способность действовать в нештатных ситуациях, психологическая устойчивость, готовность общаться с людьми, которые находятся в стрессовых ситуациях. Для мотоспасателей важен опыт вождения, ведь аварийно-спасательный мотоцикл очень массивный, на нем тяжелое оборудование и управление не самое простое.



Новости СМИ2